Информация для граждан

Информация для граждан

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ ДОЗНАВАТЕЛЯ, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ПРИНЯТИИ, РЕГИСТРАЦИИ И РАССМОТРЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ.

В органы прокуратуры могут быть обжалованы следующие действия (бездействие) и решения при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении дознавателя, органа дознания, следователя:

- отказ в возбуждении уголовного дела;

- несогласие с решением о передаче сообщения о преступлении по подследственности в другой орган или по подсудности мировому судье;

- отказ в приеме и регистрации сообщения о преступлении;

- неуведомление о результатах проверки сообщения о преступлении;

- отказ ознакомить заявителя с материалом проверки после принятия по нему процессуального решения.

Обжалование действий (бездействия) и решений следователя или дознавателя по расследуемому уголовному делу:

- применение незаконных методов расследования;

- необоснованное возбуждение, прекращение или приостановление уголовного дела;

- неуведомление о результатах расследовании уголовного дела;

- необоснованное привлечение к уголовной ответственности;

- непринятие мер к раскрытию преступления, волокита;

- отказ в удовлетворении заявленного ходатайства о сборе доказательств;

- неуведомление о результатах рассмотрения ходатайства уголовному делу;

- фальсификация доказательств и заинтересованность в исходе дела;

Заявления и сообщения о преступлениях  (совершенных или готовящихся) рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно процессуальным законодательством. Дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок случаях - 1 месяца) со дня поступления сообщения. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. О принятом по заявлению решении сообщается заявителю, при этом разъясняется право на обжалование данного решения и порядок обжалования. Так, отказ в приеме сообщения о преступлении, другие действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя обжалуются прокурору соответствующего района или в суд. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление, о чем информирует заявителя, который в случае несогласия с принятым прокурором района или его заместителем решением, вправе его обжаловать вышестоящему прокурору либо в суд. В соответствии ст. 124 УПК РФ данные жалобы рассматриваются прокурором в срок до 3-х суток и при необходимости продлеваются до 10 суток.

В связи с изменениями, внесенными законодателем в ст. 144 УПК РФ, с 01.09.2007 прокурор не вправе принимать и проверять сообщения о преступлениях. В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурор обязан разъяснить заявителю порядок подачи заявления, сообщать наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении. Поступающие в органы прокуратуры сообщения преступлениях по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в книге учета сообщений о преступлениях и безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. ст. 144, 151 УПК РФ.

В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.2011 N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя прокурора» в прокуратурах субъектов Российской Федерации должностными лицами в порядке УПК РФ разрешаются жалобы при непосредственном осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен территориальный принцип осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования. Прямой надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений правоохранительными органами, расположенными на территории конкретного района, прокуратуре района жалобы на действия (бездействие) должностных лиц на досудебной стадии уголовного судопроизводства разрешаются в порядке и в сроки, установленные ст. 124 УПК РФ.

Поскольку аппарат прокуратуры края не осуществляет прямой надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования на территории конкретного района края, то в соответствии с п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, обращения граждан на действия (бездействие должностных лиц на досудебной стадии уголовного судопроизводства, аппарате прокуратуры края разрешаются не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

В соответствии с п. 2.4 вышеназванной Инструкции обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ.

Если по жалобе или заявлению внесено требование или представление об устранении нарушений федерального законодательства или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается о том, где получить информацию результатах рассмотрения. В случае отклонения обращения ответ прокурора района обжалуется в прокуратуру края. Ответ прокурора края обжалуется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Кроме того, в случае несогласия с принятым органами прокуратуры решением, он может быть обжалован в суд.

Posted on