Информация

Информация

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - Управление) информирует о следующем.

По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию соглашения о расторжении договоров аренды недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей, организацией - 22 рублей.

За государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, сделок с такими земельными участками, если данные сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, государственная пошлина подлежит уплате в размере 350 рублей (подпункт 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что положения подпункта 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ подлежат применению в отношении земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, письмо Минфина России от 29.08.2017 №03-05-05-03/55184).

При этом, в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается:

8.2) за государственную регистрацию прекращения ограничений прав или обременений объектов недвижимости. 

В соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации; сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 ГК РФ). 

Частью 6 статьи 1 Закона о регистрации определено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132,133.1 и 164 ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 99 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 (далее - Порядок):

-государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения записей о сделке и об ограничении (обременении) в порядке, установленном пунктом 16 Порядка;

-если основанием для расторжения договора аренды является соглашение сторон договора, в реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН также вносится запись о сделке - государственной регистрации соглашения.

Таким образом, государственной регистрации подлежат как дополнительные соглашения к договорам аренды недвижимого имущества (независимо от их содержания) так и соглашения о расторжении договоров аренды.

Вывод:

-за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды недвижимого имущества подлежит уплате государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ 

(в зависимости от вида объекта(ов), являющегося(ихся) предметом договора

аренды);

-за государственную регистрацию прекращения ограничения (обременения) объекта недвижимости, возникшего на основании договора аренды, в том числе, при применении статьи 413 ГК РФ (прекращение обязательств совпадением должника и кредитора в одном лице), государственная пошлина не уплачивается.

Комментируемая позиция изложена в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.04.2021 №14- 2408-АБ/21, письме Департамента налоговой политики Минфина России от 25.05.2021

№ 03-05-04-03/40727; см. решение Верховного суда РФ от 15.01.2021 № АКПИ20-932. 

По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения права на недвижимое имущество на основании судебного акта. 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. 

Согласно пункту 1, подпункту 1 пункта 2 статьи 333.17 плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости определен подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

При этом в силу части 3 статьи 1 Закона о регистрации под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно подпункту 8.1 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения права в связи:

-с ликвидацией объекта недвижимого имущества,

-отказом от права собственности на объект недвижимого имущества,

-переходом права к новому правообладателю,

-преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества.

Вывод:

-по иным основаниям, не предусмотренным подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ, в том числе, возникающим на основании решения суда, за государственную регистрацию прекращения права подлежит уплате государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 НДС РФ. 

Комментируемая позиция изложена в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.02.2021 №14- 1219-ГЕ/21, письме Департамента налоговой политики Минфина России от 26.03.2021

№ 03-05-04-03/22060. 

Министерством финансов России в письме от 12.11.2015 № 03-05-06- 03/65291 рассмотрен вопрос об уплате государственной пошлины за прекращение права на недвижимое имущество на основании решения суда без перехода права к новому правообладателю.

В письме содержится вывод:

-за прекращение права на недвижимое имущество на основании решения суда без перехода права к новому правообладателю должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (письмо Минфина России от 12.11.2015 N 03- 05-06-03/65291). 

По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права, ограничения права или обременения объекта недвижимости на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления при представлении на государственную регистрацию документов органом государственной власти или органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 19 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о регистрации орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 названного закона.

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ (статья 17 Закона о регистрации).

В случае если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, регистрирующий орган в силу пункта 3 статьи 25 Закона о регистрации возвращает без рассмотрения заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему. 

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 333.16 РЖ РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, являющихся плательщиками государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Ж РФ. 

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25 3НК РФ.

Положениями пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации определена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления направить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении упомянутых объектов недвижимости. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, обращаясь с заявлением о государственной регистрации прав, действует в данном случае в интересах соответствующего органа и исполняет возложенную законом обязанность по направлению в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 19 Закона о регистрации следует, что именно орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта соответствующего органа.

Вывод:

- при представлении в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о регистрации органом государственной власти или органом местного самоуправления документов на государственную регистрацию права, ограничения права или обременения объекта недвижимости на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо  сделки с органом государственной власти  или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная пошлина уплате не подлежит на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ.

Комментируемая позиция изложена в письмах Минфина России от

15.03.2019 № 03-05-06-03/17153, от 03.12.2018 №03-05-04-03/87071, от 16.10.2018 № 03-05-06-03/74141, определении Верховного Суда РФ от

03.11.2020 №307-ЭС20-16960 по делу № А26-750/2020.

Направляем Вам изложенную информацию для сведения и возможного учета в работе при представлении документов на осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества.

 

Posted on