Мечта – предложение Цыдендамбы Дондоковича Дармаева

Мечта – предложение Цыдендамбы Дондоковича Дармаева

В семье родился новый человечек, дитя. Он пришел на эту Землю, чтобы жить и радоваться жизни, озарять своей улыбкой свет, добром отвечать на добро, добиться в жизни удачи и успеха, обаять мир и объять необъятное. Он пришел для того, чтобы сказать своей маме спасибо за то, что она дала ему жизнь, что подарила радость и счастье, научила быть сильным человеком и добрым, а самое главное, быть трудолюбивым, честным и порядочным.

Вот и в Забайкальском районе немало проживает  людей, отвечающих таким нравственным ценностям, взятых из своих кровных уз, впитавших дух семейных очагов, вкусивших с молоком своих матерей.

Этот бурятский мальчик, назовем его по-русски, Олегом, родился в старинной родовой семье овцеводов, изначально потомственно-кочующих, а затем уже, оседлых.

Надо же быть такому, что в Забайкальской степи, на семи ветрах, родился естественный источник, вода, в котором, чище слезы, а вкус воды до невозможности необыкновенный. Воду пьешь, и еще больше хочется пить, а жажду утолишь за раз. А как умоешься ей, обольешься, и усталости как не бывало. И вот, возле этого живительного ключа, в народе его прозвали «Жилино», с 1929 года началась летопись села Красный Великан, где и живет наш герой рассказа.

В ту пору, и дед, и отец Олега жили в степи, пасли отары овец и табуны лошадей, держали коров. Прикидывали предки Олега, что степь большая и можно и нужно больше разводить овец, есть, где расстилаться табунам, да и травостой такой, что молока от коров хватало и своим детям, и только что родившимся ягняткам.

В деревнях, по-бурятски «Хотонах», стали образовываться коллективные артели, мало-помалу стали создаваться коллективные хозяйства и кочевые степняки потянулись поближе к народу, к обществу.

Народ не страшили планы пятилеток, а наоборот, давали такой стимул, заряд энергии по их выполнению, что он поставлял стране вдвое больше и мяса, и шерсти, и зерна, и молока.

Олег родился в бурятской юрте, жил с родителями в степи, и с раннего детства научился не проходить мимо случайно оброненного «хакира», по-другому «аргала», которым отапливали в морозы юрты и готовили его сами. Кто драл вилами, кто копал лопатами после стойбища овец, а затем уже, в базах, кошарах, стали использовать навоз и на подстилку животным.

Мальчик видел и понимал, будучи еще ребенком, что чем больше трудятся дед и отец, тем лучше у них на столе достаток, новые седла и сбруи, нарядные по тем временам, красивые одежды и убранства юрты.

А главное, Олег полюбил труд. Его не нужно было заставлять смотреть за овцами, подгонять ближе к чабанской стоянке сакманы, чистить клетки, в которых размещались матки с ягнятами. Да мало ли какой работы нужно было выполнять: помогать старшим, школьные задания за выходной стоило сделать, чтобы не краснеть на уроке русского языка и физики. С детства Олег рос непоколебимым, гордым, с твердым характером мальчиком, буйным нравом, но очень добрым, он тогда уже умел видеть в человеке человека, рано научился распознавать добро и зло.

Наверное, степнякам и нужно быть такими, чтобы, оставшись один на один в степи со снежной бурей или проливным грозным ливнем, не испугаться, не струсить, а еще и удержать отару, стадо, табун. Не потерять, а суметь пригнать к стойбищу, загнать во дворы, базы, и добавить корма, чтобы животные были сыты, ухожены.

О себе потом, когда сделаны на базу все дела, закончены дневные работы. Степняки умеют трудиться и умеют отдыхать, причем молча, без лишних слов. Кто-то за трубкой табака, а кто-то глядя вдаль, в кромешную тьму.

Это глубоко думающие люди и былины-то у них рождаются сказочно - былинные, и песни-то длинные и все со смыслом. Про их не простую жизнь степняков. Они любят-то по-особенному, не бросаясь напрасно словами, все у них в душе, на сердце, да и во взгляде.

Наш герой рассказа выбрал себе в жизни красавицу  Светлану, не простую, своенравную девушку и полюбил ее всем сердцем и душой. Родили они и воспитали пятерых детей. Рядом провели молодые годы в совхозе «Красный Великан», вместе добивались трудовых успехов, шли к вершине славы, как дед и отец Олега. Комсомольская бригада молодого вожака добивалась самых высоких результатов по производству продукции, ее выходу на конечный рубеж.

Работали и получали от правления совхоза, от уровня области, страны благодарственные почетные грамоты, звания заслуженных работников АПК Читинской области, ударников социалистического соревнования, мастеров-животноводов  1 и 2 классов, ордена и медали. У Олега Дондоковича уже на современном уровне развития сельского хозяйства– золотая медаль и почетное звание уровня РФ, нагрудный знак «Гордость Забайкальского края».

Наш герой стал знатным овцеводом, настоящим продолжателем династии отца и деда, до самой высокой награды  -Героя социалистического труда, оставалось подать рукой….

Не потерял веру Олег Дондокович в человечество, не опустил руки, взвалил на себя председательство по кооперативу «Красный Великан», и в упряжке с верными товарищами, коллегами стал потихоньку наращивать поголовье животных, восстанавливать чабанские стоянки, скотные дворы и дал возможность людям зарабатывать и доработать стаж, достойно уйти на заслуженный отдых.

Ну, а с верными товарищем, другом Геннадием, до сих пор готовят сено, и надо видеть их в эту пору: сидят на крылечке сенокосного вагончика счастливые и усталые, пристально вглядываются в степную даль, и думы их далеко впереди, о предстоящей зиме, о погоде дома и в мире о том, как будет их внукам и правнукам.

И все их думы молчком, разговоры разговаривать они не очень-то любят. Вот сумели подстроиться и под другую жизнь, также живут и работают, делают свое крестьянское дело. И чем старше становятся, тем сильнее берут душу и сердце ностальгия по прежним будням, ушедшим друзьям-коллегам, по тому далекому и далекому времени. Болит душа у Олега Дондоковича за свое родное село, с болью и тревогой он смотрит на разбитые двухэтажные здания, пустые окна пустых домов, на опустевшие улицы. Да , если бы кто-то его однажды услышал, что построили бы новые дома, и молодежь бы поехала в село.

А ведь это его мечта – предложение обязательно сбудется и заставит это выполнить сама жизнь! Не может быть, чтобы Россия осталась без села. А между тем, сыновья Цыдендамбы  Дондоковича живут и работают на селе, в степи. Сыновья стали настоящими правопреемниками династии их отца, животноводами-степняками.

Вот уж и правда, бурятский народ свободолюбивый. Вольный, степной ветер ему брат, ковыльная степь – его сестра, а солнечный свет для него – родители и Родина. Спокойны Олег и Светлана за своих детей, внучат, ведь все, что нужно, бурятская чета вложила в их становление, развитие, в их будущее.

Вот и световой день подходит к закату, Солнце почти спряталось за горизонтом, а рассказ об этом удивительном человеке никак не заканчивается. Про всю его жизнь надо писать роман, про его друзей, которыми Олег Дондокович так дорожит, про его рассветы и закаты, про его насыщенную трудовую жизнь длиною в 64 года.

Написать про то, как супруги Дармаевы красиво поют бурятские и русские песни, как они красивы в вальсе, как бережно и уважительно относятся друг к другу, как жили и как бы еще хотели прожить, про их трудовые и житейские будни, какой бы они хотели видеть свою Россию.

Глядя на этого человека, думаешь, что ведь все есть у красивого сельского парня, мужчины, руководителя, родителя, мужской половины, а все-таки Олег Дондокович считает и думает, что еще не все им сделано, и для этого у него впереди целая жизнь, и это так. Председатель будет, чем может, помогать своему селу, и материализует свою мечту – предложение. Олег Дондокович – талантливый человек, разносторонний, целая ходячая историческая энциклопедия! И ему грех не писать мемуары о своей насыщенной жизни и о жизни своих замечательных друзей. Надеемся, что так оно и будет.

Вот и солнце село за горизонт, за окном наступили сумерки, розовый закат повис высоко, и напомнил о том, что завтра будет морозный день, и что половина календарной зимы пройдена.

К этому времени, Олег и Светлана завершили дневные работы, зимний день короток, и все, как всегда, начинается и заканчивается вовремя.

Олег Дондокович завершил обход своей деревенской усадьбы, больше по устоявшейся привычке, закурил, и в раздумье постоял за калиткой дома, думая о том, что его родные просторы, его старшая сестра-степь с годами стали еще роднее, ближе, и никуда он не уедет, не бросит свою Малую Родину.

Меж тем, Светлана Дондоковна готовит ужин, наставляет на стол свои домашние вкусности, ждет мужа, когда он войдет, и не мешает ему оставаться наедине с самим собой.

Надо сделать отступление и сказать о том, что, как и во всех хороших и нормальных семьях труд женщины, женщины-жены, матери, бабушки незаметен, но это совсем не так.

Без участия своей Светланы Олег Дондокович не был бы тем Олегом, Олегом Дондоковичем, Цыдендамбой Дондоковичем каким он есть на самом деле, каким его знают, любят и уважают вся его большая семья, родня, коллеги, друзья, земляки.

Эта женщина-труженица не знает покоя, и кто отведал ее национальное угощение, тот, так и говорит, что вкуснее, чем у Светланы Дондоковны не едал. Во все и вся Светлана Дондоковна вкладывает душу и сердце, поэтому и дом, и стол их полны добра, тепла, вкусного запаха и удивительной атмосферы.

Ну вот, и Олег ее заходит, как всегда, с очередной безобидной шуточкой, которой подбадривает себя и свою Свету. Затем они не спеша ужинают, обсуждают новости и вести страны, края, района, строят планы на завтрашний день. Кому из детей и внуков помочь словом и делом, кому из друзей позвонить, с кем встретиться? Какие стоянки председателю объехать в первую очередь? И одним лишь взглядом определить базу кормов, упитанность животных, чего не хватает в быту чабанам и скотникам, а затем, подсказать, помочь, обеспечить.

И так всю свою созидательную жизнь. Надо, нужно, сделаю, сделаем!

Отрадно, что в Забайкальском районе живут и работают большие личности, великие лидеры, надежные и верные друзья, которые являются настоящим примером для подражания. И один из них, председатель ПСК «Красный Великан», Олег Дондокович Дармаев!

Казанцева Г.И.

 

Posted on